История

Следующий текст подготовлен к 50-летию завода.

Московский станкостроительный завод имени Серго Орджоникидзе — одно из ведущих предприятий советского станкостроения — был создан в начале 30-х годов.
Решение о строительстве завода револьверных станков — так в первые годы назывался Московский станкозавод — было принято ВСНХ СССР 9 мая 1929 года, через 10 дней после утверждения XVI партконференцией Директив о развертывании индустриализации страны.
Проект завода разрабатывали специалисты проектной организации „Оргаметалл” во главе с Е М. Альперовичем. Строительство началось с апреля 1930 года, и за полтора года, на бывших огородах Донского монастыря был создан и хорошо оснащен необходимым оборудованием крупный станкостроительный завод. В декабре 1931 года он вступает в пусковой период, а в мае 1932 года выпускает первую партию советских револьверных станков.
В феврале 1933 года Центральный Исполнительный Комитет СССР по ходатайству коллектива завода присваивает ему имя народного комиссара тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе, очень много сделавшего для становления и развития завода.
За первые три года своей жизни молодой коллектив станкозавода, в большинстве своем состоящий из молодых рабочих и инженеров, напряженно работая и преодолевая огромные трудности освоения, постепенно наращивает выпуск револьверных станков и начинает производство первых токарных многошпиндельных автоматов и одношпиндельных полуавтоматов. Завод становится пионером этих трех самых прогрессивных по тому времени направлений советского станкостроения. Он оснащает заводы создающегося советского машиностроения отечественными станками, никогда ранее не производившимися в стране.
В 1935 году коллектив станкозавода, возглавляемый крупными организаторами и специалистами 3. Г. Сушковым и Л. М. Чарноцким, вступает в период большого подъема, вырастив и воспитав свыше тысячи высококвалифицированных рабочих-стахановцев. Значительно подняв организацию, управление и культуру производства, завод в 1935 году удваивает выпуск станков, доводит его в 1939 году до 2 тыс. штук. Замечательное поколение станкозаводцев 30-х годов всегда оставалось „золотым фондом1‘ завода, хранителем его опыта, воспитателем молодежи, источником формирования руководящих кадров завода и отрасли, партийных и государственных органов, научных кадров станкостроения.
Коллектив завода выступает инициатором ряда важных экономических и производственных начинаний общесоюзного масштаба. Конструкторы разрабатывают новые оригинальные модификации револьверных станков, токарных полуавтоматов и автоматов. Московский станкозавод становится одним из центров передовой технической мысли и передового опыта в машиностроении, оказывает помощь новым предприятиям станкостроения.
В 1939 году за успехи в создании новых типов станков и широкое развитие стахановского движения коллектив станкозавода награждается орденом Трудового Красного Знамени, а большая группа рабочих, инженеров и руководителей — орденами и медалями СССР.
С первых дней Великой Отечественной войны станкозаводцы отдают все свои силы делу разгрома фашизма. Сотни лучших рабочих, инженеров, руководителей уходят на фронт в первые же дни войны. А всего за годы войны станкозавод подготовил и дал фронту около тысячи бойцов и командиров всех родов войск. Из них — Н. Ф. Тесаков, М. И. Гуторов, Ю. В. Моргунов и П. И. Меренков стали Героями Советского Союза. Коллектив завода, пополнив свои ряды женщинами и подростками, в первые же месяцы войны резко увеличивает выпуск станков.
В октябре-декабре 1941 года оборудование завода эвакуируется в глубь страны.
Но уже весной 1942 года в корпусах станкозавода в Москве начинается восстановление станкостроительного производства.
Под руководством и при большой помощи мастеров П. И. Жохова, А. Н. Гончарова, Д. Я. Тимошина, С. Т. Романова, А. И. Шиляхиной, А. М. Хромовой, А. Л. Павловой и кадровых рабочих вырастают десятки и сотни замечательных молодых производственников: Н. Чикирев, Н. Ершов, В. Кольцов, И. Романов, Е. Честнова, Д. Марин, А. Панфилова, Колычевская, которые выполняют по 2—3 нормы в смену. Основной производственной силой завода становятся восемьдесят комсомольско-молодежных бригад.
В ноябре и декабре 1942 года новый коллектив завода награждается Красным Знаменем Государственного комитета обороны за выполнение заданий и дает до конца года 1105 станков. А всего за годы войны Московский станкозавод направил промышленности шесть тысяч высокопроизводительных надежных станков, в их числе и станки со специальными наладками.
Самоотверженная работа кадровых рабочих и молодежи позволяет развернуть огромную работу по технической реконструкции производства револьверных станков и переводу его на поток, осуществленному в конце войны под руководством Н. М. Мямлина и М. Я. Воловика, инженерами А. М. Рыбаковым, П. И. Развиным, Д. А. Киселевым, Р. Ф. Новосадом, В. Е. Криулиным, Н. Г. Рысь и др.
При переходе к мирному строительству роль Московского станкозавода в решении крупных народно-хозяйственных задач возрастает. Не прекращая работать над револьверными станками, полуавтоматами и автоматами, он выполняет решения о внедрении в промышленность автоматических линий, агрегатных и специальных станков, высокопроизводительных автоматов и полуавтоматов. Впервые в стране коллектив завода подготавливает и организует в крайне сжатые сроки крупное производство агрегатных станков и автоматических линий, разработанных Центральным конструкторским бюро агрегатных станков (ЦКБ АС), а затем — Специальным конструкторским бюро-1 (СКБ-1).
В январе 1946 года станкозавод выпускает первые пять агрегатных станков, а в мае этого же года — первую автоматическую линию для ЗИЛа. Начиная с этого года, завод ежегодно направляет крупные партии агрегатных и специальных станков для выпуска всех послевоенных моделей автомобилей, тракторов, комбайнов, моторов, начиная с ЗИЛ-150, ГАЗ-51, первой модели „Москвича”, тракторов Кировского, Волгоградского и Харьковского заводов, первых моделей Кутаисского, Ярославского, Владимирского, Минского, Ульяновского, Алтайского тракторных и автомобильных заводов. Новая продукция идет практически во все отрасли машиностроения для производства самых сложных и массовых деталей. Она дает невиданную ранее производительность и экономию рабочей силы и несет в послевоенное советское машиностроение новую технологию и организацию производства.
В 1947 году автоматические линии станкозавода для обработки блока цилиндров ЗИЛ-150 отмечаются Государственной премией СССР, в 1952 году эту же премию получают создатели гаммы специальных станков для нарезания резьбы на нефтяных трубах и муфтах.
Лауреаты Государственной премии А. С. Никитин, М. Я. Воловик,
С. А. Кайсарьянц, Н. М. Шишов, инженеры С. И. Смуров, П. А. Сидоров,
Б. В. Кондратов, наладчики Н. С. Ершов, Г. Ф. Комиссаров, Е. В. Гуров, слесари Т. В. Кусаев, М. В. Бойцов, Ф. К. Бухарев, Г. В. Вдовин, А. Н. Прокофьев и др. — основатели школы создателей автоматических линий и агрегатных станков Московского станкозавода.
Одновременно завод делает значительный шаг вперед в развитии традиционного для него производства автоматов и полуавтоматов. Модели 30-х годов заменяются оригинальными автоматами 1225, 1240, 1А225, созданными конструкторами завода (ведущие конструкторы И. А. Ценципер, Я. П. Зельман, П. В. Левашов) со значительным увеличением производительных и технологических возможностей станков.
В 50-х годах начинается массовый выпуск гидрофицированных и гидрокопировальных полуавтоматов (ведущий конструктор Я. П. Мезивецкий), основанных на новых, не применявшихся еще в мировом станкостроении принципах компоновки и использовании оригинальной двухкоординатной системы гидрокопирования. За разработку и производство обширной гаммы гидрокопировальных полуавтоматов, открывшей новое важнейшее направление советского станкостроения, в 1959 году конструкторы Я. П. Мезивецкий, Б. Л. Коробочкин, Е. Ф. Соколов и главный инженер М. М. Берман удостаиваются Ленинской премии.
В 50-х годах станкозавод подготавливает также выпуск большой гаммы фрезерно-центровальных станков и начинает выпускать автоматические линии для обработки деталей типа „тел вращения” из своих
гидрокопировальных полуавтоматов и фрезерно-центровальных станков. Одна из первых линий этого типа — МР107 получает в 1958 году „Гран При“ на Международной выставке в Брюсселе.
В конце 40-х и начале 50-х годов создаются новые полуавтоматы для подшипниковой промышленности МР4, МР5, МР505 и др. (ведущий конструктор А. И. Королев).
В 1959 году завод выпускает первый гидрокопировальный полуавтомат с программным управлением 1722П, а несколько позже — 1212П, который с успехом демонстрировался на советской промышленной выставке в Лондоне в 1961 г.
В освоении новых автоматов и полуавтоматов большое участие, наряду с конструкторами, принимают ведущие мастера — наладчики и слесари завода Н. Н. Даев, Г. Я. Лебзин, Г. Г. Мазаев, И. Г. Беляев, В. С. Макаров, К. И. Мещанкин, А. С. Никитин и др.
Полностью перестроив свое производство на выпуск только новейших типов оборудования, станкозавод идет в авангарде борьбы за выполнение решений партии 1955—58 годов о техническом перевооружении промышленности.
Одним из первых в Москве и отрасли он осваивает, начиная с 1948 г., скоростное резание металла твердосплавным инструментом; подготавливает сотни станочников-скоростников, переводит на скоростные методы работы целые участки, цеха и весь завод. В 1950 и 1951 гг. лучший токарь-скоростник завода Н. С. Чикирев и организатор первого скоростного участка А. Н. Гончаров награждаются Государственной премией СССР.
На заводе широко внедряется строгание широкими резцами на высоких подачах, примененное впервые В. И. Ямпольским и А С. Лаврентьевым, тонкое шлифование взамен ручной доводки, впервые освоенное В. М. Алферьевым, В. Т. Ивановым, П. Ф. Ярочкиным. Проводится широкая модернизация всего станочного парка, улучшается его обслуживание и ремонт. Созданные станочная и технологическая лаборатории исследуют конструкции и технологические процессы. Технологическая служба завода внедряет в производство прогрессивные 6 достижения технологии: новые виды и типы режущего инструмента, термообработки, групповые методы обработки деталей, применение универсально-сборочных приспособлений и др,
С начала 60-х годов станкозавод включается в развитие системы советского станкостроения. Станкозаводцы оказывают большую помощь кадрами руководителей, инженеров и ведущих рабочих, оборудованием вновь создаваемым в Москве станкостроительным заводам „Станколиния”, „Станкоагрегат“, „Спецстанок”, а затем станкозавод входит как ведущее предприятие в объединение этих заводов.
В 50—70-х годах станкозаводцы налаживают переданное Алапаевскому станкостроительному заводу производство своих револьверных станков, Ейскому заводу — производство гидрокопировальных полуавтоматов, Костромскому станкостроительному заводу — производство фрезерно-центровальных станков.
В 60-х годах станкозавод продолжает работу по усовершенствованию серийно выпускаемых автоматов и начинает выпуск полуавтомата 1Б732, ставшего базой для многих моделей станков 70-х годов.
В конце 50-х — начале 60-х годов станкозавод увеличивает производство автоматических линий — с 3—4 линий в год — в начале 50-х годов до 42 линий — в 1962 году.
Вместо небольших линий для частичной предварительной обработки отдельных деталей СКБ-1 станкозавод начинает создавать мощные системы автоматических линий высокой производительности и точности для полной обработки основных деталей автомобилей, тракторов, моторов и других машин. Такие системы объединяют от нескольких десятков до сотни и более станков.
Первый такой комплект создается в первой половине 60-х годов для производства машин ЗИЛ-130. Комплексная механизация и автоматизации обработки целого ряда важнейших и самых сложных деталей машины в таком объеме впервые проводилась в нашей стране. Создание зиловского комплекса было отмечено Ленинской премией, которую из станкозаводцев получил один из лучших наладчиков — Н. С. Ершов и начальник цеха В. В. Творогов.
В последующие годы комплексами и системами линий оснащаются Заволжский моторный завод, Харьковский завод „Серп и Молот”, Алтайский моторный завод, Уральский моторный завод, Ленинградский,
Кировский завод — вообще все ведущие автотракторные и моторные заводы страны. Каждая система линий высвобождает сотни рабочих, производственную площадь, дает миллионы рубелей экономии и новый уровень технологии и организации производства.
В годы 9-й и 10-й пятилеток коллектив завода успешно решает задачи, поставленные XXIV и XXV съездами КПСС. Крупнейшими его работами в 70-е годы является выпуск больших партий оборудования для Волжского и Камского автозаводов. Сотни сложнейших станков и систем автоматических линий, изготовленных заводом, работают на ВАЗе и КамАЗе. Оснащаются оборудованием важнейшие промышленные объекты — производство комбайнов „Колос” и „Нива” в Таганроге, Минский моторный завод, автозавод им. Ленинского комсомола и другие.
Коллективом завода создается и непрерывно развивается производство станков с ЧПУ, автоматических линий из гидрокопировальных полуавтоматов и станков с ЧПУ типа ЛАС и ЛАС ЧПУ, загрузочно-разгрузочных устройств типа роботов для автоматических линий, разрабатываются новые оригинальные модели гидрокопировальных полуавтоматов. Эти работы проводятся параллельно с производимой реконструкцией завода, строительством современных механических и сборочных цехов, инженерного корпуса, складов. Завод получает большое количество новых высокоточных станков лучших отечественных и зарубежных моделей, что позволяет ему значительно поднять технологический уровень своего производства.
За досрочное выполнение заданий пятилетнего плана и большие успехи в создании и оснащении промышленности высокопроизводительным оборудованием коллектив Московского станкостроительного завода в декабре 1975 г. награждается орденом Ленина, а его воспитаннику и ветерану, директору М. М. Берману присваивается звание Героя Социалистического Труда.
В десятой пятилетке станкозавод в полтора раза увеличивает объем выпуска станочной продукции и значительно перевыполняет задания пятилетнего плана. В настоящее время коллектив завода ведет работу по выполнению исторических решений XXVI съезда КПСС.
1978. г. станкостроительный завод им. Серго Орджоникидзе является головным заводом Московского производственного объединения „Станкостроительный завод” им. Серго Орджоникидзе. (В объединение
входят Московский завод „Спецстанок”, Тульский станколитейный завод, Брасовский станкозавод).
Специализация головного завода — выпуск автоматических линии, агрегатных и специальных станков как для обработки корпусных деталей, так и для обработки деталей типа „тел вращения11, которые используются на заводах от серийного до массового производства на внутреннем и внешнем рынке.
Разнообразие номенклатуры выпускаемых изделий, их сложность и высокие требования к качеству изготовления определяют существующую производственную структуру предприятия, которая является одновременно достаточно гибкой и специализированной на выпуск определенных деталей и узлов. При этом используется высокопроизводительное оборудование.
В состав завода входят как основные производственные цехи, задача которых — изготовление продукции в технологической последовательности, так и вспомогательные, обеспечивающие бесперебойную работу основных цехов.
Заготовительные цехи организованы по технологическому принципу. Механические и сборочные цехи имеют предметный принцип специализации. В порядке углубления предметной специализации цехов в них созданы самостоятельные участки по выпуску определенных деталей для всех изделий. Предметная специализация цехов позволяет расставить оборудование по ходу технологического процесса и организовать поточные линии для обработки станин и корпусных деталей или предметно-замкнутые участки, изготавливающие определенные виды продукции.
Комбинированное построение является наиболее приемлемым для многопредметных участков в нестабильной, часто меняющейся номенклатуре изготовляемых деталей.
Сборочные цехи организованы строго по предметному принципу. Такая форма организации позволяет, несмотря на широкую номенклатуру изделий, иметь достаточно высокий уровень специализации и дает возможность применить экономически целесообразную кооперацию между цехами.
В этих цехах рождаются высокопроизводительные автоматические линии, специальные и агрегатные станки. С начала 50-х годов завод освоил производство свыше 600 автоматических линий, которые успешно работают на автозаводе им. Лихачева, Горьковском автомобильном заводе, Волжском автомобильном заводе и сотнях других предприятий страны.
Единую техническую политику, создание и совершенствование конструкции изделий, обновление структуры производства, повышение надежности и долговечности изделий — проводит отдел главного конструктора. Этот отдел проектирует примерно 40% продукции завода. На протяжении двух десятков лет возглавляет эту службу кадровый работник завода П. В. Левашов. Под его руководством ежегодно завод осваивает не менее пяти новых конструкций станков и автоматических линий. Шестьдесят процентов продукции завода изготавливается по проектам специального конструкторского бюро по проектированию автоматических линий и агрегатных станков.
Качественную и своевременную технологическую подготовку производства, разработку и внедрение наиболее рациональных производственных процессов, обновление и совершенствование технологии, мероприятия по повышению качества продукции, техническое оснащение- производства приспособлениями выполняет отдел главного технолога.
Необходимый объем исследовательских работ осуществляют исследовательские подразделения завода:
конструкторско-исследовательский отдел надежности со станочной лабораторией, технологическая лаборатория, центральная измерительная лаборатория и комплекс лабораторий химического, металлографического и других видов анализа и исследований.
Комплекс работ по внедрению автоматизированной системы управления производством осуществляет информационно-вычислительный центр (ИВЦ) завода, оборудованный современными
электронно-вычислительными машинами. ИВЦ выполняет массовые и трудоемкие расчеты, сбор, систематизацию, хранение и использование постоянной информации, необходимой для управления производством, проводит технологическую подготовку производства и ряд других работ. Производственно-диспетчерский отдел (ПДО): направляет выполнение перспективных, текущих и оперативных планов производства по всем технико-экономическим показателям, учитывает равномерное выполнение производственной программы и ритмичную работу всех производственных подразделений завода; регулирует производственные взаимоотношения цехов и служб завода; способствует четкой слаженности и согласованности работы всех производственных звеньев предприятия; осуществляет действенный оперативно-диспетчерский контроль за ходом выполнения плана.
Возглавляет ПДО Д. П. Марин, за 40 лет работы на предприятии прошедший путь от рабочего до начальника отдела.
На протяжении пятидесяти лет своего существования головной завод много раз переходил на выпуск более сложной продукции. При каждом переходе осуществлялась реконструкция предприятия.
В результате реконструкции завода увеличилась производственная площадь, механические цеха оснащены новым высокопроизводительным оборудованием, в сборочных цехах внедрены испытательные стенды средств механизации сборочных работ.
Продукция предприятия пользуется заслуженным авторитетом на внутреннем рынке и во многих странах мира. В 1957 г. на Международной выставке в Брюсселе за автоматическую линию для обработки валов завод награжден золотой медалью. На Международной ярмарке в Лейпциге оборудование завода неоднократно награждалось золотыми медалями. За укрепление торговых связей завод в 1981 г. награжден Международной премией „Золотой Меркурий”.
Решение производственных задач, успешное освоение новой техники, выпуск высокоэффективного оборудования стал возможен благодаря сплаву квалифицированных кадровых рабочих и молодых специалистов. На протяжении нескольких десятков лет кадровые рабочие — наставники делятся с молодежью секретами своей профессии непосредственно на рабочих местах. Многие из них награждены высокими правительственными наградами. Пришел на завод 50 лет назад и продолжает трудиться сегодня, например, слесарь-сборщик А. С. Никитин. В грозные годы испытаний мальчишками и девчонками пришли на завод слесарь-сборщик Д. М. Вихров, наладчица П. А. Колтомова, слесарь механосборочных работ С. Н. Ефимушкин. За производственные достижения шлифовщику В. Н. Ледовских была присуждена Государственная премия. В 1962 г. переступил порог завода молодой паренек А. С. Назаров. Сегодня это классный специалист токарного дела, один из лучших наставников молодежи. Дважды Родина отметила наградой его производственные достижения.
Научно-техническая и общая библиотеки работают совместно.
По содержанию книжный фонд очень разнообразен и богат. Здесь можно найти произведения классиков марксизма-ленинизма, научно-атеистическую литературу, произведения по естественно-научным отраслям знания. В художественном фонде широко представлены русская и иностранная классика, современная советская и иностранная литература. Хорошо укомплектован фонд технической литературы.
Здесь монографии, справочники, учебники и другие виды литературы, книги по истории, географии, о спорте, по искусству, альбомы и  подарочные издания. В библиотеке постоянно организуются книжно-иллюстративные выставки, тематические выставки для пропагандистов, профсоюзного актива, в помощь массовым профессиям, специалистам по различным отраслям знаний. Ежегодно библиотека приобретает около 3000 экз. книг.
На заводе имеется здравпункт, работают 3 цеховых врача, 2 врача-стоматолога и другие специалисты. Производится профилактический осмотр рабочих и служащих. Гинекологический кабинет проводит осмотр всех работающих женщин, а в необходимых случаях проводит лечение. Стоматологический кабинет также проводит профилактический осмотр всех работающих и проводит лечение. Он оборудован новейшими стоматологическими установками.
Все нуждающиеся в срочном и профилактическом лечении получают бесплатно медикаменты. В каждом цехе бесплатно комплектуются цеховые аптечки.
На заводе создано клиническое отделение, в котором лечатся рабочие и члены их семей. Администрация и заводской комитет профсоюза ежегодно предоставляют около 1500 путевок работникам завода в санатории, дома отдыха и пансионаты бесплатно за счет средств социального страхования или с оплатой 30 % стоимости. Создается санаторно-курортная база на Черноморском побережье. Ежегодно в летнее время организован отдых около 300 работников завода в г. Одессе.
Под Москвой имеется пионерский лагерь на 360 мест, а в городе — 2 детских сада для дошкольников на 430 мест с вывозом детей летом на дачу. Подготовлен проект строительства в пригородной зоне Москвы детского комплекса на 1200 мест, который будет состоять из пионерского лагеря на 500 мест и летних дач детских садов и яслей на 700 мест.
В свободное от работы время хорошо отдохнуть в заводском клубе, который располагает большим и малыми залами, учебными аудиториями. В клубе постоянно работают театральный, вокальный, танцевальный кружки, класс русской народной песни, эстрадно-молодежный коллектив. В клубе проводятся встречи со знатными людьми, организуются выставки, посвященные историческим событиям, а также творчеству рабочих и их детей.




.