Беседу с Баром Григорием Николаевичем записал Фаткин Александр

Григорий Николаевич Бар пришел на станкозавод в 1971 году после окончания Московского станкоинструментального института (Станкин — так называли его раньше, а теперь это присутствует и в его официальном названии — Московский государственный технологический университет «СТАНКИН»). Работал инженером-конструктором, начальником бюро, начальником отдела, был избран в профком завода, был заместителем председателя профкома, а с 1995 года его председателем.

Если в 1988 году на заводе работало более 5 тысяч человек, то к 1995 году, когда Григорий Николаевич возглавил профком, было уже меньше 3 тысяч. Работы катастрофически у завода не хватало, госзаказы не поступали, а ранее выполненные не оплачивались — у потребителей продукции в большинстве своем  не было средств. Люди продолжали уходить…

Резко уменьшились и возможности профкома – поступления взносов сократились не только за счет уменьшения численности работающих, но и из-за существенного сокращения их зарплат. Тем не менее, профком продолжал активно работать. Правдами и неправдами, за счет сэкономленных ранее средств (хотя как это удавалось при той галопирующей инфляции!), используя бартеры, а также с помощью новой администрации еще несколько лет профком отправлял детей сотрудников Станкозавода в пионерлагеря (про существование которых в других организациях уже и не вспоминали!). Удавалось устраивать еще и в санатории. В дальнейшем, когда завод уже не мог содержать пионерлагеря (огромные налоги, коммуналка росла как на дрожжах, дефолт 1998 года), профком при существенной поддержке новой администрации (помощь Сергея Кондрашова и Владимира Кожина) сумел сделать так, что заводская база отдыха на берегу Таманского залива в Темрюкском районе Краснодарского края еще долго успешно функционировала и принимала заводчан.

Нельзя не вспомнить и о еще одной существенной роли профкома завода в плане выхода из, казалось бы, безысходной (до прихода новой администрации в 1994 году) ситуации на Станкозаводе. Когда пришедшее в 1994 году руководство вместе с активной частью заводчан взялось за восстановление востребованных производств и направлений деятельности завода, за исправление финансовой ситуации,  долги завода были огромны. Тот факт, что заводу были должны в разы больше, ничего не меняло – должники де-факто или де-юре банкротились один за другим (включая и главного неплательщика – государство).  В этой борьбе за выживание нашлось важное дело и профкому. Дело было в том, что у завода оказался к 1994 году огромный долг (исчислявшийся многими миллионами) перед социальными фондами, в первую очередь (порядка 80%) – перед пенсионным фондом. Как и почему он таким оказался, нам сейчас уже не разобраться, да и не об этом речь. В таком состоянии завод достался новым акционерам. Платить было нечем…, даже если вообще не платить зарплату людям, пытающимся реанимировать производство. В этих условиях профком во главе с Григорием Николаевичем принялся активно расчищать эти долги. Длительное время велись различные переговоры, при этом завод начал исправно перечислять в фонды средства, начислявшиеся уже на текущую зарплату сотрудников. Григорий Николаевич днями пропадал в Пенсионном фонде, ведя речь о необходимости реструктуризации долга. В противном случае завод вообще ничего не сможет заплатить – ни долгов, ни зарплату, не будет ни текущих поступлений, ни завода как субъекта хозяйствования и источника поступлений средств в социальные фонды. Эта работа по реструктуризации долгов  в первую очередь перед Пенсионным фондом продолжалась несколько лет. И дала свои результаты — его услышали, совместно разобрались. В конечном результате завод выправился, часть долга вообще оказалась необоснованной, и постепенно выплаты во все фонды вошли в нормальное русло, и с тех пор Станкозавод никогда уже не имел задолженностей и проблем с фондами. В решении этих задач  Григорию Николаевичу очень помогли опытнейший бухгалтер Любовь Борисовна Воробьева и отличный экономист Сергей Кондрашов.

Завод понемногу избавлялся от самых разных долгов, с одной стороны, с другой, — новая администрация поддерживала востребованные производства, искала заказы, добивалась оплаты за выполненные работы  и ….  помогала растить бизнес-руководителей из руководителей заводских производств и активных сотрудников! В середине 90-х на заводе была реализована прекрасная идея администрации — «Бизнес-инкубатор», возглавил его Валерий Латышев. «Бизнес-инкубатор» успешно проработал несколько лет, дав «путевку в жизнь», в новую экономическую реальность многим заводчанам. К сожалению, эта идея не нашла дальнейшего продолжения после государственного дефолта 1998 года, но к тому времени многие из «птенцов» уже возглавляли самостоятельные юридические лица в составе Станкозавода. Григорий Николаевич тепло говорит о Савоськине Владимире Михайловиче, Чикиреве Вячеславе Николаевиче, Дубовицком Викторе Юрьевиче и других заводчанах.

Вообще необходимо сказать о колоссальном знании людей завода со стороны Григория Николаевича. Да, председатель профкома, да, должен работать с людьми, но скажите — многие ли председатели советских профсоюзных комитетов больших предприятий знали почти всех сотрудников? Да это же нереально, скажите Вы! И будете, несомненно, правы. В большинстве случаев. Но не в данном! На протяжении многих лет до настоящего времени знание Григорием Николаевичем заводчан, ранее работавших, в том числе в советское время, работающих сейчас, род занятий большинства из них, годы работ (!), принесло огромную пользу как самим заводчанам, так и заводским службам. Скольким людям он помог с оперативным поиском документов для оформления пенсий, всевозможных пособий, различных справок, в том числе по работе в горячих цехах, на вредных производствах и т.д. Да, есть огромные архивы (завод все сохранил), да есть бухгалтерия, отдел кадров, но найти необходимые документы за приемлемое время из десятков тысяч (с 1932 года!) зачастую непосильная задача. Григорий Николаевич делал и делает этот поиск целенаправленным и быстрым, зная примерно (или точно) кто и когда, где работал, с кем, у кого, если сам не вспомнит, может навести справки. Ему благодарны за этот его в общем-то «факультативный» труд уже несколько поколений сотрудников завода – и пожилые люди, давно ушедшие на пенсию, и их внуки, пытающиеся сохранить память о достойных предках, и те, кто работает сейчас.

Часто, говоря о ветеранах, используют уже несколько потертое выражение «по-прежнему в строю». В случае же с Григорием Николаевичем, оно звучит вполне современно – он по-прежнему в строю, но и … в спортивном строю!

Регулярно, раз в год уже много лет две недели отпуска проводит на горнолыжном склоне и, судя по всему, не собирается в ближайшее время изменять этой своей привычке. Более двадцати лет функционирует заводская футбольная секция, на создание которой сподвиг в свое время заводчан Сергей Кондрашов, оперативное управление которой осуществляет с тех пор и поныне Григорий Николаевич. Но не только управление — по-прежнему один раз в неделю он выходит на поле в футбольном манеже вместе с другими заводчанами. Горными лыжами и футболом сфера его спортивных интересов не ограничивается – на заводе после прихода в 1994 году новой администрации не забыт и массовый спорт — каждый год проводятся летние соревнования по самым разным видам спорта, где активным участником, организатором и судьей является Григорий Николаевич.

Здоровья и спортивного долголетия Вам, Григорий Николаевич!